– Обещаю, я принесу тебе кусочек! Но сейчас я занят гораздо более важными вещами: подготовкой к школьному фестивалю и государственным переворотом!
Сюжет. Мир 2017 года (по британскому летоисчислению a.t.b. – Ascension Throne Britannia, что соответствует 1962 году н.э.!) выглядит не очень радужно: вся планета поделена между тремя сверхдержавами – Британской Империей, Евросоюзом и Китайской Федерацией. Завоёванные страны лишаются какой-либо независимости, их именуют «зонами» (areas) и пронумеровывают. Area 11, ранее известная как Япония, не стала исключением: Японский фронт освобождения пал под натиском военных мех Британии, заинтересованной в разработке месторождений сакурадайта, а остатки несогласных «одиннадцатых» заперты в гетто. Посреди всего этого хаоса вполне себе неплохо работает академия Эшфорд, где учатся обычный британский гений Лелуш Ламперуж и его друзья – весёлый парень Ривалз Кардемонде, пожалованный британец Куруруги Судзаку, романтически настроенная Ширли Фенетт, псевдо-моэ Каллен Стадфилд, вице-президент школьного совета Милли Эшфорд, мэганэкко Нина Эйнштейн и другие. Там же живёт Нанналли Ламперуж – сестра Лелуша, девочка, лишившаяся зрения и способности ходить в детстве, когда была убита их мать. Однако те подробности, что на самом деле они – дети короля Британской империи Чарльза, Лелуш скрывает: принца вместе с сестрой сослали в Японию после того, как Лелуш обвинил отца в нежелании защитить мать. Ненависть к отцу и всей Британии в его лице только подкрепляется событиями, свидетелем которых становится Лелуш в Японии, и потому по (не?)счастливой случайности полученная могущественная сила под названием «Гиасс» оказывается очень кстати в деле насаждения справедливости...
«Код Гиасс», как и «Тетрадь смерти», обращается к неоднозначной и интересной теме: можно ли сделать мир лучше насильственными способами? Подход к выбору главного героя аналогичен, потому перед нами предстаёт не очередной гаремный лодырь-неудачник, а (наконец-то!) юноша необычайного ума и особой харизмы. И, разумеется, свои способности вместе с полученной силой Гиасса (отдавать приказы, которым невозможно сопротивляться) он использует вовсе не для того, чтобы устроить себе гарем из лучших девушек школы, а для разработки хитроумных военных и политических схем. В сочетании с достаточно проработанным миром, всяческой принце-королевской атрибутикой и обилием меха-экшена эти интриги превращаются в смесь боевика, детектива и драмы, ловко (а иногда не очень) приправленную школьной комедией; так что свой стиль у Code Geass, безусловно, есть, и подкрепляется он невероятного размаха пафосом и характерной худощавой рисовкой персонажей от Clamp (про мотивы «Гандамов» и «Евы» в «Гиассе» умолчим, ибо интересные идеи всегда так или иначе вдохновляют различных авторов на создание схожих миров). К тому же, целых 50 серий в 2 сезонах – это достаточно много для того, чтобы не экономить на сюжетных поворотах и суметь рассказать всю историю от и до, сглаживая рыхлость и комкованность отдельных моментов до приемлемого минимума.
Впрочем, у «стиля» Code Geass и недостатков более чем достаточно. К особому японско-британскому пафосу и по-мультяшному неуклюжим «событиям предыдущих серий» удаётся привыкнуть не сразу, отчего первые эпизоды оставляют от сериала стойкое впечатление переоценённой дешёвки (а «Гиасс», как-никак, весьма популярен и не просто так разошёлся на мемы). Чтобы перебороть это ощущение и понять истинные мотивы героев, смотреть «Восставшего Лелуша» нужно целиком, иначе велик шанс увидеть в аниме только школьную комедию с изощренным фансервисом, а не жёсткую драму о человеке, решившем пойти против всего мира – ради этого же самого мира.